Игровая агрессия у кошек.
Добавлено: 01 дек 2010, 18:22
Откуда берется игровая агрессия?
Игровая агрессия - основной компонент любых игр. С самого детства котята через игру учатся ловить добычу и драться с противником. Они подкрадываются и бросаются друг на друга, нанося контролируемый ими "смертельный укус" в загривок или в любое другое удобное для этого место. Благодаря этому у котят развиваются и оттачиваются необходимые для удачной охоты телодвижения и координация. На первых порах каждый котенок проявляет тот или иной компонент хищнической агрессии, свойственной взрослым кошкам. А их пять - настороженность, подкрадывание, набрасывание, мгновенное умерщвление укусом в шею и съедание жертвы. Котята проделывают все это в строгом порядке, который усваивают постепенно, так что к 6-месячному возрасту их игры приобретают достаточно агрессивный оттенок. Играя с таким малышом, вы можете получить довольно-таки ощутимый укус.
Очень часто начинающие владельцы котят с радостью и удовольствием играют с котенком руками: поначалу это абсолютно безболезненно, и порой даже приятно. Вот ведь как здорово — он поймал вашу руку! «Ах ты, маленький хищник», — лаково журите вы его, совсем не подозревая, что котик запомнил интонацию как похвалу. И так раз за разом, с каждой игрой, имитирующей выслеживание и поимку добычи, он будет оттачивать свои приемы, а к 5-6 месяцам станет расходовать свою энергию исключительно в игре «Я — хищник, ты — жертва». И если в 2-3 месяца легкие покусывания и царапины не доставляли неудобств, то после 5-6 месяцев это может превратиться в настоящую катастрофу!
Агрессивно играющие кошки могут серьезно поранить, укусить или поцарапать своих владельцев. В некоторых случаях игровая агрессия обращается против старших животных в доме. К игровой агрессии приводят недостаточное воздействие раздражителей, избыток неиспользованной энергии и дефицит игрового общения.
Котята, рано отнятые от матери и выращенные людьми, могут никогда не научиться контролировать свои реакции в процессе игры. Участие котят в совместных играх начинается в довольно раннем возрасте, к 10-12 неделям оно уже замещается охотничьим поведением, а к 14 неделям – драками с социальным контекстом. Кошки, которые в детстве не учились умерять себя в играх, обычно бывают излишне агрессивными и в играх с хозяином. Они не умеют втягивать когти, что уже умеют 4-недельные котята (Beaver, 1995), и не могут удерживаться от укусов.
Пока неясно, присутствует ли в игровой агрессии оральный компонент поведения, связанный со вскармливанием из бутылочки и реакциями ротовой полости. Если котенок причиняет матери боль во время сосания или когда играет с ней, она мягко поправляет его. В период вскармливания мать общается с котенком таким образом, что формирует у него достаточно мягкую манеру поведения. Исследований, посвященных формированию поведения в таких ситуациях, очень мало. Выкармливающие котенка люди реже корректируют его поведение и не могут обеспечить другие видоспецифичные воздействия на детеныша, которые кошка осуществляет в период кормления. Существует реальная опасность травмировать котенка корректирующими его поведение действиями. Тем не менее, если человек подражает поведению кошки, например прихватывает его за загривок, рычит или шипит, то котята обучаются подавлять яростные укусы и неадекватную игру, в результате чего игровая агрессия может и не развиться.
Основные ошибки владельцев кошек с игровой агрессией
1. Агрессивные игры. Часто хозяин сам играет с кошкой руками или ногами, подобные игры заканчиваются царапинами хозяина и бегством кошки. Когда целью игры выступает человеческая рука (или, например, нога под одеялом), в сознании кошки формируется модель «человек иногда может быть большой мышкой, значит порой не вредно его покусать». Серьезный запрет на такие игры будет способствовать тому, что для кошки руки человека никогда не будут источником опасности. А значит, ей не придется от них защищаться.
2. Агрессия в семье. Если в семье, где воспитывается кошка, принято выяснять отношения и решать споры криками и рукоприкладством, это может привести к тому, что для кошки также естественно будет выдавать бурю эмоций на незначительное неприятное происшествие.
3. Неверный «язык тела». Пристальный взгляд в глаза, резкие движения, нависание над кошкой особенно со стороны гостей могут серьезно напугать кошку, ведь это признаки «вызова на бой», но и от родного хозяина иногда можно услышать, что частые игры в «гляделки» кошка так обожает, что не может отвести взгляда.
4. Недостаточное количество игровой активности. Если кошка часто остается дома одна, игрушек никаких нет, усталый хозяин, придя домой поздно вечером, не играет с кошкой, то это приводит, как к дефициту движения (кошка буквально «накапливает энергию»), так и к эмоциональному голоду, который кошка может попытаться восполнить при помощи сильных впечатлений.
Что же делать?
Игровую агрессию устраняют исключительно путем модификации поведения. Было бы неправильно использовать лекарственные препараты, не корректируя факторы окружающей среды, способствующие становлению этой проблемы. Совершенно необходимо в полной мере удовлетворять потребности кошек в движении и эмоциональном возбуждении, поощряя их преследовать разрешенные предметы.
Необходимо давать кошке игрушки, подпрыгивающие, летающие или передвигающиеся таким образом, чтобы она не смогла удержаться и побежала за ним. Успехом пользуются такие и нтерактивные игрушки , как шевелящиеся веревочки или палочки с кусочками меха или перьями. Солнечные зайчики, наводимые зеркалами, или лазерные указки тоже побуждают кошек активно двигаться. Можно также привязать веревку одним концом к поясу владельца, другим – к шарику из алюминиевой фольги, который подпрыгивает, когда хозяин ходит по дому. Подобная игра направлена на то, чтобы заставить кошку бегать, преследовать и атаковать разрешенные предметы, причем нужно предоставить ей самые разные мишени. Ограничение игры преследованием зайчика от лазерной указки приводит к фрустрации, поскольку такое преследование обречено на неудачу: кошка никогда не сможет поймать и «убить» цель.
Каждые несколько дней рекомендуется заменять игрушки , чтобы в его отсутствие у животного всегда были новые или обновленные предметы для игры. Это могут быть коробки, сумки и игрушки, содержащие корм. Чтобы определить индивидуальные предпочтения питомца, ему предоставляют несколько игрушек на выбор.
Предпочтительны регулярные сеансы интерактивной игры продолжительностью не менее 15 минут . Кошка выиграет и от физической активности и от безраздельного внимания хозяина.
Если кошка все-таки продолжает время от времени нападать на владельца, ее преднамеренно отпугивают слабым воздействием какого-либо раздражителя . При этом цель – не наказать или испугать питомца, а прервать его нежелательное поведение. Это можно сделать с помощью громкого звука, сильной струи воды из бутылки или водяного пистолета, пульверизатора или потока воздуха из емкости со сжатым воздухом. Обучение происходит успешнее, если поведение прерывается в самом начале, т. е. когда кошка только стремится напасть; а пугающий раздражитель не ассоциируется с хозяином. Поэтому звук – наиболее эффективный раздражитель, а прямого вмешательства с использованием струи воды следует избегать. Как только животное прекращает нежелательное поведение, его переключают на игру с разрешенным предметом, например, кидают ему пинг-понговый мячик или побуждают преследовать другую игрушку. Обратите внимание, что игрушку надо бросать до того, как кошка вцепится ему в ногу, в противном случае это будет лишь подкреплять игровую агрессию. Если надеть на кошку ошейник с колокольчиком, можно исключить элемент неожиданного нападения и своевременно отвлекать кошку от недопустимой игры.
Не стоит наказывать кошку физически за недопустимые проявления игры – это сделает ее лишь более агрессивной и непредсказуемой. Не включайтесь в игру, отталкивая или ударяя кошку – кошка может принять эти действия за ответную игру.
Чересчур активную кошку можно на время закрыть в замкнутом пространстве . Желательно организовать ей там многоуровневую систему обитания и игровой комплекс с интерактивными игрушками.
Если методы модификации поведения терпят неудачу, всегда можно попробовать приобрести еще одну кошку. Результат модификации поведения проявляется достаточно быстро – спустя несколько дней.
Источник
Игровая агрессия - основной компонент любых игр. С самого детства котята через игру учатся ловить добычу и драться с противником. Они подкрадываются и бросаются друг на друга, нанося контролируемый ими "смертельный укус" в загривок или в любое другое удобное для этого место. Благодаря этому у котят развиваются и оттачиваются необходимые для удачной охоты телодвижения и координация. На первых порах каждый котенок проявляет тот или иной компонент хищнической агрессии, свойственной взрослым кошкам. А их пять - настороженность, подкрадывание, набрасывание, мгновенное умерщвление укусом в шею и съедание жертвы. Котята проделывают все это в строгом порядке, который усваивают постепенно, так что к 6-месячному возрасту их игры приобретают достаточно агрессивный оттенок. Играя с таким малышом, вы можете получить довольно-таки ощутимый укус.
Очень часто начинающие владельцы котят с радостью и удовольствием играют с котенком руками: поначалу это абсолютно безболезненно, и порой даже приятно. Вот ведь как здорово — он поймал вашу руку! «Ах ты, маленький хищник», — лаково журите вы его, совсем не подозревая, что котик запомнил интонацию как похвалу. И так раз за разом, с каждой игрой, имитирующей выслеживание и поимку добычи, он будет оттачивать свои приемы, а к 5-6 месяцам станет расходовать свою энергию исключительно в игре «Я — хищник, ты — жертва». И если в 2-3 месяца легкие покусывания и царапины не доставляли неудобств, то после 5-6 месяцев это может превратиться в настоящую катастрофу!
Агрессивно играющие кошки могут серьезно поранить, укусить или поцарапать своих владельцев. В некоторых случаях игровая агрессия обращается против старших животных в доме. К игровой агрессии приводят недостаточное воздействие раздражителей, избыток неиспользованной энергии и дефицит игрового общения.
Котята, рано отнятые от матери и выращенные людьми, могут никогда не научиться контролировать свои реакции в процессе игры. Участие котят в совместных играх начинается в довольно раннем возрасте, к 10-12 неделям оно уже замещается охотничьим поведением, а к 14 неделям – драками с социальным контекстом. Кошки, которые в детстве не учились умерять себя в играх, обычно бывают излишне агрессивными и в играх с хозяином. Они не умеют втягивать когти, что уже умеют 4-недельные котята (Beaver, 1995), и не могут удерживаться от укусов.
Пока неясно, присутствует ли в игровой агрессии оральный компонент поведения, связанный со вскармливанием из бутылочки и реакциями ротовой полости. Если котенок причиняет матери боль во время сосания или когда играет с ней, она мягко поправляет его. В период вскармливания мать общается с котенком таким образом, что формирует у него достаточно мягкую манеру поведения. Исследований, посвященных формированию поведения в таких ситуациях, очень мало. Выкармливающие котенка люди реже корректируют его поведение и не могут обеспечить другие видоспецифичные воздействия на детеныша, которые кошка осуществляет в период кормления. Существует реальная опасность травмировать котенка корректирующими его поведение действиями. Тем не менее, если человек подражает поведению кошки, например прихватывает его за загривок, рычит или шипит, то котята обучаются подавлять яростные укусы и неадекватную игру, в результате чего игровая агрессия может и не развиться.
Основные ошибки владельцев кошек с игровой агрессией
1. Агрессивные игры. Часто хозяин сам играет с кошкой руками или ногами, подобные игры заканчиваются царапинами хозяина и бегством кошки. Когда целью игры выступает человеческая рука (или, например, нога под одеялом), в сознании кошки формируется модель «человек иногда может быть большой мышкой, значит порой не вредно его покусать». Серьезный запрет на такие игры будет способствовать тому, что для кошки руки человека никогда не будут источником опасности. А значит, ей не придется от них защищаться.
2. Агрессия в семье. Если в семье, где воспитывается кошка, принято выяснять отношения и решать споры криками и рукоприкладством, это может привести к тому, что для кошки также естественно будет выдавать бурю эмоций на незначительное неприятное происшествие.
3. Неверный «язык тела». Пристальный взгляд в глаза, резкие движения, нависание над кошкой особенно со стороны гостей могут серьезно напугать кошку, ведь это признаки «вызова на бой», но и от родного хозяина иногда можно услышать, что частые игры в «гляделки» кошка так обожает, что не может отвести взгляда.
4. Недостаточное количество игровой активности. Если кошка часто остается дома одна, игрушек никаких нет, усталый хозяин, придя домой поздно вечером, не играет с кошкой, то это приводит, как к дефициту движения (кошка буквально «накапливает энергию»), так и к эмоциональному голоду, который кошка может попытаться восполнить при помощи сильных впечатлений.
Что же делать?
Игровую агрессию устраняют исключительно путем модификации поведения. Было бы неправильно использовать лекарственные препараты, не корректируя факторы окружающей среды, способствующие становлению этой проблемы. Совершенно необходимо в полной мере удовлетворять потребности кошек в движении и эмоциональном возбуждении, поощряя их преследовать разрешенные предметы.
Необходимо давать кошке игрушки, подпрыгивающие, летающие или передвигающиеся таким образом, чтобы она не смогла удержаться и побежала за ним. Успехом пользуются такие и нтерактивные игрушки , как шевелящиеся веревочки или палочки с кусочками меха или перьями. Солнечные зайчики, наводимые зеркалами, или лазерные указки тоже побуждают кошек активно двигаться. Можно также привязать веревку одним концом к поясу владельца, другим – к шарику из алюминиевой фольги, который подпрыгивает, когда хозяин ходит по дому. Подобная игра направлена на то, чтобы заставить кошку бегать, преследовать и атаковать разрешенные предметы, причем нужно предоставить ей самые разные мишени. Ограничение игры преследованием зайчика от лазерной указки приводит к фрустрации, поскольку такое преследование обречено на неудачу: кошка никогда не сможет поймать и «убить» цель.
Каждые несколько дней рекомендуется заменять игрушки , чтобы в его отсутствие у животного всегда были новые или обновленные предметы для игры. Это могут быть коробки, сумки и игрушки, содержащие корм. Чтобы определить индивидуальные предпочтения питомца, ему предоставляют несколько игрушек на выбор.
Предпочтительны регулярные сеансы интерактивной игры продолжительностью не менее 15 минут . Кошка выиграет и от физической активности и от безраздельного внимания хозяина.
Если кошка все-таки продолжает время от времени нападать на владельца, ее преднамеренно отпугивают слабым воздействием какого-либо раздражителя . При этом цель – не наказать или испугать питомца, а прервать его нежелательное поведение. Это можно сделать с помощью громкого звука, сильной струи воды из бутылки или водяного пистолета, пульверизатора или потока воздуха из емкости со сжатым воздухом. Обучение происходит успешнее, если поведение прерывается в самом начале, т. е. когда кошка только стремится напасть; а пугающий раздражитель не ассоциируется с хозяином. Поэтому звук – наиболее эффективный раздражитель, а прямого вмешательства с использованием струи воды следует избегать. Как только животное прекращает нежелательное поведение, его переключают на игру с разрешенным предметом, например, кидают ему пинг-понговый мячик или побуждают преследовать другую игрушку. Обратите внимание, что игрушку надо бросать до того, как кошка вцепится ему в ногу, в противном случае это будет лишь подкреплять игровую агрессию. Если надеть на кошку ошейник с колокольчиком, можно исключить элемент неожиданного нападения и своевременно отвлекать кошку от недопустимой игры.
Не стоит наказывать кошку физически за недопустимые проявления игры – это сделает ее лишь более агрессивной и непредсказуемой. Не включайтесь в игру, отталкивая или ударяя кошку – кошка может принять эти действия за ответную игру.
Чересчур активную кошку можно на время закрыть в замкнутом пространстве . Желательно организовать ей там многоуровневую систему обитания и игровой комплекс с интерактивными игрушками.
Если методы модификации поведения терпят неудачу, всегда можно попробовать приобрести еще одну кошку. Результат модификации поведения проявляется достаточно быстро – спустя несколько дней.
Источник